В блоге осталось ещё много полезного. Вернуться?

Расшифровка доклада / 29.01.2017

Доклад с выступления Серёжи Попова - Я хочу поговорить о наших младших товарищах

Доклад с выступления Серёжи Попова в рамках 32-ой Web Standart Days.

Фото Серёжи Попова с выступления в рамках 32-ой Web Standart Days

Прикрепляем запись доклада, для тех кто любит смотреть, а не читать.

28 январе в Москве состоялась 32 конференция Web Standart Days на которой я выступал с первым докладом, о нелёгкой судьбе начинающих специалистов. Эта статья раскрывает этот доклад и по-сути является его письменной версией.

Ежемесячно из разнообразных образовательных проектов выпускается большое количество новичков. Понятно что большинство из них в итоге не станет специалистами вообще, потому что они изначально шли учиться не для этого, а по причинам, которые нам неизвестны. Но, в любом случае, среди них существует некоторое количество людей, которые собираются становиться специалистами и ставили перед собой такую цель изначально.

Начинающие специалисты сталкиваются с определёнными проблемами, которые в итоге сказываются на их развитии и итоговом уровне.

Проблемы, с которыми сталкиваются начинающие специалисты

  • Отсутствие готовности работать под надзором и необходимое время на практику и развитие

    Первой проблемой является то, что не все готовы даже к тому, чтобы начинать работать под надзором и им необходимо время на практику и развитие. Это связано с тем, что все разные и кому-то достаточно пройти курс чтобы стартовать, а кому то этого не достаточно.

  • Недоверие к начинающим специалистам

    Второй проблемой является то, что даже если человек уже готов работать джуниором под чьим-то надзором, то большинство компаний просто не готово сделать ставку на такого специалиста. Причиной этому может быть недоверие к начинающим специалистам, отсутствие возможности работы с начинающим специалистом, из-за отсутствия в штате человека, который бы с ним работал. Или по иным причинам.

  • Перестраивание профессиональных навыков молодого специалиста под нужды компании

    Третья проблема заключается в том, что если начинающему специалисту удалось попасть в компанию, то часто компания перестраивает его профессиональные навыки под себя. И хорошо, если это компания выпускает высокотехнологичный продукт, используя современные инструменты, технологии и подходы к разработке. А если это маленькая студия которая штампует сайты на потоке и которую не волнует качество выпускаемого продукта, главное чтобы продукт собрался быстро и дёшево. То человека превратят в конвейер, без развития и совершенствования.

  • Саморазвитие без опоры на опытного профессионала

    Четвёртая проблема вытекает из первой и второй проблемы. Если человек понимает, что надо ещё качаться или ему не удалось устроиться в компанию, он начинает саморазвитие или работу на фрилансе. Это, возможно, единственный верный путь в сложившийся ситуации. Но тут как раз и возникает проблема того, что развитие и работы никто не проверяет и не контролирует, а это значит, что он сам не знает правильно ли он развивается и правильно ли он делает свою работу.

  • Отсутствие навыка саморазвития

    Последняя проблема — производное от стиля обучения и косвенно влияет на появление четвёртой проблемы. Отсутствие навыка саморазвития.

— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя.
Михаил Лермонтов

Когда я только начинал путь в вебе, не было онлайн-курсов, было мало офлайн-курсов, не было наставников, менторов. Или это было глубоко спрятано, что было невозможно это найти. И это дало мне и нашему поколению навык саморазвития. Сидеть в гугле, книжках или других источниках, чтобы искать ответ на вопросы. Не всегда найденные ответы были правильные и это понимание приходило, спустя какое-то время. Мы выкидывали неправильный кирпичик и клали на его место правильный. Таким образом, шаг за шагом, мы совершенствовались. Да на это уходило много времени и много сил. Но это давало результат.

Сейчас же ситуация иная. В интернете полно курсов, в офлайне полно курсов, куча блогов, статей и так далее. На каждом курсе есть помощники, наставники, тьюторы и так далее, которые помогают проходить курс давая ответы на вопросы студентов, через пять минут после возникновения. Структурированные лекции, дополнительные материалы. И тут курс заканчивается и студент попадает в вакуум, где нет никаких помощников, нет никаких программ как действовать дальше. Только ты и знания, полученные ранее. И это косвенно влияет на то, что новички не умеет самообразовываться.

Показать в чём из этого виноваты мы?

  1. Новичок не готов работать.
  2. Компания не готова к новичкам.
  3. Деформация знаний под задачи.
  4. Нет понимания пути развития.
  5. Нет навыка саморазвития.

И ведь результаты этого в итоге разгребаем мы.

Результатом такого развития начинающих специалистов становится их итоговая некомпетентность. Мы могли бы получить хорошего специалиста, но он, может, так и останется посредственным на протяжении долгого времени. И мы будем жаловаться на кадровый голод, отсутствие хороших специалистов на рынке и так далее.

В прошлом году нашим техническим директором было проведено порядка пятидесяти собеседований на должности верстальщика, фронтендера и бекендера. У нас не запредельный уровень требований к специалистам, но из этого количества только девять человек было достаточного уровня чтобы взять их на работу. А ведь все эти специалисты уже с опытом работы по два-три года.

Работая в HTML Академии, я проводил собеседования новых наставников. И это тоже специалисты с опытом работы. Больше половины кандидатов не смогли ответить на вопросы откуда берутся отступы между inline-block элементами, и чем отличается тег <b> от тега <strong>. А ведь это основа. Теоретическая база, которую должен знать каждый. Или например на вопрос, что такое clearfix, самый частый ответ, это название класса в Bootstrap который делает так, чтобы флоуты работали. При этом ответить на вопрос, а как именно он делает, не могут.

И ведь это всё на нашей ответственности. Сначала мы делаем подготовку начинающих специалистов неправильной, а потом жалуемся что у нас много специалистов плохого уровня.

Да, существуют проблемы, которые мы не в состоянии решить. Всегда будут продукты и компании, которые ориентированы на получение прибыли без осознания качества выпускаемой продукции. Это можно осуждать, к этому можно относиться с безразличием или можно защищать такие компании. Но факт в том, что такая компания не подходит для развития специалиста.

Всегда будут маленькие компании, которые не могу позволить себе взять начинающего специалиста, потому что за ним просто некому будет следить.

Как мы можем это изменить?

И тем не менее что-то мы в силах изменить.

  • Компании могут дать шанс поработать новичку

    Первый посыл адресован компаниям. Попробуйте сделать ставку на начинающего специалиста с горящими глазами и хорошими первоначальными навыками. Да, он не даст эффекта, как специалист, который имеет в два-три раза больше опыта, но он и обойдётся пусть не бесплатно, но намного дешевле. И при этом будет развиваться и за несколько месяцев сможет достичь или приблизиться к необходимому уровню. И вы в плюсе и все в плюсе, потому что этот специалист развивается правильно.

  • Опытные специалисты могут понаставничать или взять себе новичка на менторство

    Второй посыл адресован опытным специалистам. Попробуйте понаставничать или взять себе пару-тройку новичков на менторство. Они же много не просят. Два часа в неделю уделить общению с человеком, который жадно хочет разобраться и стать лучше. Вам надо лишь дать совет по развитию, проверить что он там понаделал, указать на ошибки, объяснить где искать истину. Своими руками вырастить специалиста, который устроится на работу и будет слать лучи благодарности. Да за такое даже денег брать не хочется (мнение автора может отличаться от мнения окружающих).

  • Действующие менторы и наставники могут научить студента самостоятельно искать правильные решения

    Третий посыл адресован действующим менторам и наставникам. Надо понимать, что это тоже надо делать правильно. Не всегда давать студенту готовый ответ является хорошей практикой. Вы человек, а не ходячий справочник. Гораздо лучше, научить студента самостоятельно находить правильный ответ, направляя его в правильное русло. Сами не заметите, как студенты начнут задавать меньше вопросов и больше будут самостоятельно находить ответы и научатся саморазвитию.

В любом случае нам необходимо поддерживать начинающих специалистов, чтобы они продолжали развиваться и обучаться. Нужно больше им доверять. Мы впускаем их в нашу отрасль и нам потом разгребать то, что они будут делать.

Возможно, это похоже на утопию, но я действительно считаю, что вместе мы можем делать веб лучше.

Спасибо за внимание и удачного дня!

Спасибы

  • Нас радует качество выполняемых проектов, нет претензий с технической стороны. Ребята работают с разными технологиями, что позволяет им подстраиваться под наши процессы и легко интегрироваться в них.

    Полный отзыв.pdf
    AGIMA Интерактивное агенство

    Александр Богданов, генеральный директор Agima

  • Команда Лиги А. проявляет положительные качества и должный уровень компетенции при решении поставленных задач и их адаптации на бекенде. Без понимания целей задачи и программных решений, на которых продукт будет запущен, успешные результаты были бы невозможны.

    Полный отзыв.pdf
    Интернет-агентство BINN

    Александр Иванов, директор по разработке BINN

  • Ребята используют современные технологии и подходы, внимательны к требованиям и срокам. Проект проходит через внутреннюю систему критериев и тестируется на конрольных точках, поэтому результат работы соответсвует заявленному уровню

    Полный отзыв.pdf
    ПИК Digital – ИТ на стройке

    Богдан Звягинцев, руководитель отдела разработки

  • На основе нашего взаимодействия, считаю, что ребята понимают и разделяют понятие «сделать» — что значит получить результат, к заданному сроку и с заданным качеством.

    Полный отзыв.pdf
    Агенство цифровых коммуникаций Molinos

    Гуров Андрей, руководитель проектов

  • Понравилось, что были выдержаны назначенные сроки и учтены все требования проектной документации. Высокий уровень коммуникации, поддерживаемый на протяжении всего цикла разработки, позволил завершить проект качественно и в срок.

    Полный отзыв.pdf
    its.agency - премиальный дизайн, маркетинг и разработка сложных решений

    Комнатный Сергей, генеральный директор ITS.agency

  • Ребята быстро понимают суть задач и подбирают под каждую задачу отдельную команду. Рекомендуем Лигу как надёжного партнёра по вёрстке проектов любой сложности.

    Полный отзыв.pdf
    Greenlabs - трансформируем ваш digital маркетинг в конкурентное преимущество

    Каморников Максим, исполнительный директор Greenlabs

  • Благодарим Лигу А. за сотрудничество в проекте. Понравилось качество итогового результата, оперативность старта работ и внесения правок, хорошая и быстрая коммуникация во время проекта. Будем рады обратиться ещё.

    Полный отзыв.pdf
    MobileUp – разработка мобильных приложений

    Денисюк Сергей, исполнительный директор MobileUp

  • Проект сразу изучают, оценивают, быстро называют сроки и включаются в работу без задержки на синхронизацию процессов. Проблем не было даже с промежуточными сроками на больших проектах, все чётко и без привычных в этой сфере отговорок.

    Полный отзыв.pdf