В блоге осталось ещё много полезного. Вернуться?

Расшифровка доклада / 28.02.2019

Доклад с выступления Серёжи Попова - Как управлять распределённой командой начинающих специалистов

Доклад с выступления Серёжи Попова в рамках Saint Teamlead Conf 2018.

Фото Сергея Попова с выступления в рамках Saint Teamlead Conf 2018.

А если лень читать, включайте видео

Вводная часть доклада

Этот доклад больше посвящён джуниорам, а не управлению. Необходимо понимать, что в управлении сложнее всего управлять двумя вещами: удалённым сотрудником, поскольку ты не видишь его, и джуном, так как он не может дать тебе результат, который ты хочешь изначально. Также за ним надо следить. Когда ты попытаешься скрестить эти две сущности в одну, получается гора максимально острых ощущений. Что, собственно, мы и ощутили.

Я сразу скажу: если вам когда-нибудь придёт в голову сделать компанию, которая будет заниматься разработкой и состоять только из начинающих разработчиков — просто не делайте этого. Это очень сложно и эмоционально тяжело.

Возникает вопрос «зачем?».

Конечно, когда передо мной встала такая задача, это не было моим личным решением, мол просто с утра я себе сказал, что хочу сделать компанию, которая будет подниматься только джунами.

На самом деле, я генеральный директор, но поскольку у нас стартап, я и офис менеджер, и курьер и так далее. Наша компания занимается фронтенд аутсорсом и особенность заключается в том, что у нас работают только начинающие специалисты.

Мы тесно связаны с интерактивными онлайн-курсами HTML Академии, которые занимаются обучением специалистов по веб-разработке. Академия проводит комплексное обучение, которое начинается с того, что люди приходят в профессию с нулевыми знаниями и проходят курсы, чтобы получить базу.

Далее возникает трудоустройство, а у джунов с ним большие проблемы. У работодателей джуниоры не в почёте, поэтому у нас возникла идея создать компанию, которая будет передавать опыт начинающим специалистам.

На старте у нас было три основных барьера: проблемы, спрос и предложение.

Проблемы.

  1. Нежелание клиентов отдавать свой заказ джуниорам.
  2. Недостаточное количество опыта начинающих специалистов для качественного результата.

Спрос.

Может ли кто-то вообще решиться на такой риск?

Предложение.

  1. Могут ли джуны делать качественно?
  2. Работает ли обучающая программа Академии?
  3. Перенос процесса обучения на реальные проекты.
  4. Актуально ли обучение?
  5. Как организовать процесс?
Слайд с надписью: Проблемы джунов: 1. Скорость. 2. Опыт работы. 3. Понимание процесса разработки. 4. Топтание на одном месте. 5. Страх. 6. Безответственность.

При работе с новичком важно помнить, что его нужно контролировать. Проверять сроки, предлагать помощь и помнить, что он всё-таки джуниор. При всём этом важно проявлять доверие, а также правильно использовать и кнут, и пряник.

Необходимые навыки удалённого сотрудника — самоорганизация и скилл.

И если скрестить джуна и удалённого сотрудника, то получится катастрофа. У нас так и было в начале.

Картинка с устрашающим взрывом

Что пошло не так?

Ведь мы перенесли процесс обучения на реальный процесс разработки. Мы ставили дедлайны, представляли каждому проекту опытного разработчика в качестве наставника и оставили всю разработку на GitHub.

Слайд с надписью: Первые проблемы: 1. Мотивация и ответственность. 2. Скорость работы реальной разработки. 3. Наставник не наставник. 4. Не развивается опыт работы в команде.

Мы усложнили задачу и стали собирать джунов в команды. Теснее интегрировали наставника в процесс работы над проектом.

Слайд с надписью: Плохо работает: 1. Мотивация и ответственность. 2. Наставник не наставник. 3.Организация процесса. 4. Риски

Добавили тестировщика и менеджера проектов. Начали вести все проекты в системе, чтобы упростить процесс.

К сожалению, шероховатость всё ещё присутствовала. Мы решили провести глубокий анализ джуниоров и собрали их проблемы:

Более глубокий анализ проблем начинающих специалистов

  1. Не умеют учиться.
  2. Не умеют просить о помощи.
  3. Сдаются, когда не получается.
  4. Очень трепетно относятся к тому, что делают.
  5. Не умеют принимать правки.
  6. Макеты наносят джунам непоправимый урон.

Усвоив этот опыт, стали более лояльно обращаться к джуниорам.

Для решения проблемы, связанной с мотивацией, мы внедрили геймификацию. Это была максимально простая и быстрая система рейтингов, которая подразумевала, что при попадании учеников в проект, они получают условный рейтинг, а затем в процессе работы добавляются и вычитаются баллы.

После мы добавили прогрессивную ставку. Связали эти рейтинги с оплатой. И это сработало. Они стали меньше психовать, больше концентрироваться на своих задачах и перестали сливаться с проектов.

Помимо этого, стали внедрять постоянные команды и рейтинги команды. Это не избавляет от риска ухода без последствий, но снижает возможность ситуаций резких уходов человека с проекта.

Мы добавили немного страха. Если джуниор так сильно накосячил, что мы его исключили из лиги, то он вылетает из всех проектов HTML Академии (закрытый чат выпускников, ресурс вакансий и пр). Это служит дополнительной мотивацией.

Осталось проблема с наставниками. И мы наняли в штат тимлида, который следит за всеми наставниками.

Таким образом, проблемы были решены. Наша команда шла к этому год. Сделали больше 100 проектов. Было сложно, мы справились!

Какой вывод из всего этого можно сделать?

Вывод

Важно помнить, что джуны не умеют учиться сами. Порой они даже не догадываются попросить о помощи и часто психуют. Им также тяжело воспринимать код-ревью и баги.

Чтобы ими управлять, в первую очередь необходимо проявлять доверие, но также и контролировать их.

Что не следует делать:

  1. Доверять, но не проверять.
  2. Бросать всё на плечи джуна и думать, что он сам всё вытянет.
  3. Относиться к джуну, как к опытному специалисту.
  4. Брать джуна работать бесплатно.
  5. Использовать только кнут.

На этом всё. Спасибо за внимание!

Спасибы

  • Нас радует качество выполняемых проектов, нет претензий с технической стороны. Ребята работают с разными технологиями, что позволяет им подстраиваться под наши процессы и легко интегрироваться в них.

    Полный отзыв.pdf
    AGIMA Интерактивное агенство

    Александр Богданов, генеральный директор Agima

  • Команда Лиги А. проявляет положительные качества и должный уровень компетенции при решении поставленных задач и их адаптации на бекенде. Без понимания целей задачи и программных решений, на которых продукт будет запущен, успешные результаты были бы невозможны.

    Полный отзыв.pdf
    Интернет-агентство BINN

    Александр Иванов, директор по разработке BINN

  • Ребята используют современные технологии и подходы, внимательны к требованиям и срокам. Проект проходит через внутреннюю систему критериев и тестируется на конрольных точках, поэтому результат работы соответсвует заявленному уровню

    Полный отзыв.pdf
    ПИК Digital – ИТ на стройке

    Богдан Звягинцев, руководитель отдела разработки

  • На основе нашего взаимодействия, считаю, что ребята понимают и разделяют понятие «сделать» — что значит получить результат, к заданному сроку и с заданным качеством.

    Полный отзыв.pdf
    Агенство цифровых коммуникаций Molinos

    Гуров Андрей, руководитель проектов

  • Понравилось, что были выдержаны назначенные сроки и учтены все требования проектной документации. Высокий уровень коммуникации, поддерживаемый на протяжении всего цикла разработки, позволил завершить проект качественно и в срок.

    Полный отзыв.pdf
    its.agency - премиальный дизайн, маркетинг и разработка сложных решений

    Комнатный Сергей, генеральный директор ITS.agency

  • Ребята быстро понимают суть задач и подбирают под каждую задачу отдельную команду. Рекомендуем Лигу как надёжного партнёра по вёрстке проектов любой сложности.

    Полный отзыв.pdf
    Greenlabs - трансформируем ваш digital маркетинг в конкурентное преимущество

    Каморников Максим, исполнительный директор Greenlabs

  • Благодарим Лигу А. за сотрудничество в проекте. Понравилось качество итогового результата, оперативность старта работ и внесения правок, хорошая и быстрая коммуникация во время проекта. Будем рады обратиться ещё.

    Полный отзыв.pdf
    MobileUp – разработка мобильных приложений

    Денисюк Сергей, исполнительный директор MobileUp

  • Проект сразу изучают, оценивают, быстро называют сроки и включаются в работу без задержки на синхронизацию процессов. Проблем не было даже с промежуточными сроками на больших проектах, все чётко и без привычных в этой сфере отговорок.

    Полный отзыв.pdf